Главная / Наша элита / Габитов-Джансугуров Булат Ильясович Габитов-Джансугуров Булат Ильясович

Габитов-Джансугуров Булат Ильясович

 

Кинодраматург, режиссер, член СК Казахстана, стоял у истоков создания «Казахфильма», первый секретарь СК (1981-1984), главный редактор Госкино КазССР, отличник кинематографии СССР.

Булат родился 16 ноября 1937 г., когда великий поэт Ильяс Джансугуров уже томился в ожидании смерти в застенках КНВД. Он продолжил дело своего отца, посвятив свою жизнь сохранению культуры и великого наследия предков.

Его трудовая и общественная деятельность началась в КазГУ им. С.М. Кирова, где Булат до 1958 г. обучался на геолого-географическом факультете и параллельно работал в геологических партиях, а зимой принимал участие в пропаганде среди молодежи альпинизма и организации массовых молодежных альпиниад на вершины Алатау. Уже в студенческие годы он был увлечен литературой и поэзией. Именно в стенах КазГУ началась его дружба с Олжасом Омаровичем Сулейменовым. Вместе они поехали по направлению Союза писателей Казахстана учиться в Москву, в Литературный институт им. А.М. Горького. Булат продолжил учебу на факультете художественного перевода. Его дипломной работой явился перевод первой части романа-трилогии отца «Жолдастар». Впоследствии эта книга вышла отдельным изданием под заглавием «Крылья ненависти» (1967).

После Литинститута Булат Ильясович стал работать в Гостелерадио Казахской ССР. Это было время становления национального телевизионного кино и личный вклад Булата Ильясовича в это благородное дело трудно переоценить.

Первой заметной работой нового коллектива был документальный фильм «Я - Казахстан», который был неоднократно показан по Центральному телевидению.

За короткий срок Булат Ильясович прошел большой творческий и профессиональный путь от нештатного корреспондента молодежной редакции телевидения до художественного руководителя студии «Казахтелефильм». В дальнейшем его творческая деятельность была связана с работой в Союзе кинематографистов. Принципиальный, объективный, многозначащий в своих оценках он пользовался авторитетом среди коллег. Недаром на IV съезде кинематографистов он, по рекомендации Олжаса Омаровича, был подавляющим большинством избран Первым секретарем Союза кинематографистов (1981).

Булата Ильясовича отличала гражданская, общечеловеческая позиция по самым острым вопросам художественного бытия. Не без его участия после 20-летнего молчания вернулась картина А. Карсакбаева «Тревожное утро», снятая в 1966 г.

Его собственно игровой полнометражный фильм «На перевале» (Tурксиб, 1987) оказался объектом партийной критики и по существу был положен на «полку» по «идейным» соображениям, и только нынешнее время позволило зрителю оценить, сколь своевременна в фильме была критика «голощекинства» и объективного взгляда на историю Казахстана 30-х годов прошлого века.

Его двуязычие и фундаментальное образование помогало ему профессионально разбираться в начальных попытках молодых кинематографистов, отличать и бережно охранять то новое и талантливое, что несли на алтарь искусства молодые люди конца 80-х годов.

В 1984 г., по инициативе идеологического отдела ЦК Копартии Казахстана, переводится в Госкино, из которого через три года по собственному желанию переходит на творческую работу.

Кинодраматург и режиссер создал 24 киноработ. Широко известны документальные фильмы «Нуреке» о Дважды Герое Социалистического труда Нурмолде Алдабергенове, «Апа», «Рекламация» (приз Всесоюзного телефестиваля, г. Баку) и полнометражные художественные фильмы «Долгий млечный путь» (приз Всесоюзного телефестиваля, г. Киев) и «Турксиб», посвященный памяти первого казахского инженера путей сообщения, активного деятеля Алаш Орды Мухамеджана Тынышпаева, именем которого сегодня названа Казахская академия транспорта и коммуникаций в Алматы.

Булат Ильясович не прерывал и активную общественную работу. Руководил инициативной группой по создании историко-просветительского общества «Адилет», был председателем учредительного собрания, на котором по его рекомендации первым председателем общества избирается Санджар Уразович Джандосов. Участвовал и в деятельности Ассоциации жертв политических репрессий, возглавляемой Бекболатом Жанпеисовичем Мустафиным, который по выражению Президента Н.А. Назарбаева был «человеком-легендой».

О нем совместно с поэтом Хакимом Булибековым был снят фильм «Сквозь все круги». Булат Ильясович с 1998 г. вел мастер-классы по кино-теледраматургии и киноэстетики в Институте театра и кино им. Т. Жургенова.

К 60-летию со дня рождения Олжаса Сулейменова снял фильм «Сотвори себе имя», в котором подняты вопросы воспитания молодежи в духе толерантности и сознания исторической миссии молодого поколения в деле восстановления исторической справедливости, укрепления демократических устоев независимого государства Казахстан.

Творческая и общественная деятельность Булата Габитова-Джансугурова отмечена наградами: медалью «За доблестный труд» (1970), значком «Отличник кинематографии СССР» (1979), грамотой компании «Казахкино» (1996), Грамотой Верховного Совета Эстонской ССР «За выдающийся вклад в дело дружбы народов» (1980).

Профессор филологии, автор книги «Мой Ильяс» Берик Магизович Жилкибаев писал: »вспоминаются слова поэта о философе с трагической судьбой: «Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклекс.

Булат Ильясович везде и всегда был самим собой, он прожил 66 лет и жизнь свою исполнил как венок сонетов».