Главная / Новости Новости

Тернистый путь в науке академика О.И. Исмагулова

Ассоциация выпускников Казахского национального университета им. аль-Фараби приветствует организаторов и участников Международной научно-практической конференции «Оразак Исмагулов – основоположник антропологических исследований в Казахстане»!

Ассоциация выпускников Казахского национального университета им. аль-Фараби приветствует организаторов и участников Международной научно-практической конференции «Оразак Исмагулов – основоположник антропологических исследований в Казахстане»!

Наш юбиляр родился 1 октября 1930 г. в колхозе Уялысай Каракугинского аульного сельского совета Мендыгаринского района Кустанайской области в семье Исмагула и Райхан Нурпеисовых. Родители до Октябрьской революции занимались земледелием и в год рождения второго сына Оразака стали членами колхоза Уялысай, позже переименованного в колхоз «Имени Фрунзе».

Оразак Исмагулович прошел нелегкий путь к знаниям, преодолевая жизненные невзгоды, которые выпали на долю народа в связи с насильственной коллективизацией, Великой Отечественной войной и их последствиями.

В 1937 г. Исмагул стал учеником первого класса и окончил начальную школу перед самой войной. В 1941–/1942 учебном году сел за парту в Майлагашской семилетней школе. Но в военные годы в связи с тяжелым материальном положением семьи не смог учиться. Лишь в 1945 г.  продолжил образование в Жанажолской семилетней школе, которая находилась в 12–14 километрах от Уялысая. Здесь вступил в ряды ВЛКСМ. В 1947 г. – учащийся Мендыгаринского казахского педагогического училища им. И. Алтынсарина. Не дожидаясь получения аттестата училища с квалификацией «учитель начальной школы», заблаговременно, 3 июля 1950 г., отправил заявление на имя ректора КазГУ, в котором обосновал свое желание «повышать свое образование» [1, с. 2]. С трудом собрав в ауле небольшую сумму денег, Оразака отправляют в столицу Казахстана. Он прибывает в Алма-Ату за один день до начала вступительных экзаменов.

26 августа 1950 г. КазГУ подготовил справку об успешной сдаче абитуриентом Исмагуловым вступительных экзаменов (18 баллов)  по истории, географии, литературе и русскому языку. Однако ему было отказано в приеме на исторический факультет из-за отсутствия вакантных мест. Но судьбу юноши определил в этот же день – 26 августа, ректор КазГУ, ранее занимавший высокие должности комиссара Народного просвящения, Министра иностранных дел Казахской ССР, Тулеген Тажибаевич Тажибаев. На названной справке он собственноручно написал резолюцию «Зачислить на 1 к. Истфака» и поставил подпись [1, с. 4]. Фамилия Исмагулова была внесена в приказ № 707 от 22 августа о приеме в университет. Так осуществил свою мечту выпускник  аульной школы, которому КазГУ назначил стипендию, но не смог предоставить место в общежитии.

В производственной характеристике студента 5 курса от 22 февраля 1955 г. декан А. Горячева и секретарь партийного бюро Н. Даулбаев подчеркнули, что с первого курса О. Исмагулов проявил себя как честный, принципиальный, добросовестный студент. На протяжении пяти лет учился только на «хорошо» и «отлично», был комсоргом учебной группы, членом профсоюзного бюро факультета и профсоюзного комитета КазГУ, активный участник кружка всеобщей истории. «К выполнению поручений т. Исмагулов всегда относился с исключительной добросовестностью. ...Пользуется заслуженным авторитетом студентов и преподавателей факультета. Дисциплинирован» [1, с. 12].

26 апреля 1955 г. О. Исмагулов отлично защитил дипломную работу на тему «Осуществление социалистической индустриализации в Китайской Народной Республике» под научным руководством профессора А. Алиева. Ему предложили место в аспирантуре в Москве, но у молодого специалиста не было денег на приобретение билета до столицы Союза, ибо семья не имела материальной возможности оказать поддержку. Именно поэтому он начинает трудовой путь на родине, в Кустанайской области, учителем Беломорской средней школы. Но сильная тяга к науке вновь определяет изменение траектории его жизни. Но этот путь в науку был тернистым.

С одной стороны, он уверенно в 1957 г. стартовал в специализированном учреждении – Институте истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова (далее – ИИАЭ)  Академии наук Казахской ССР. Как молодой специалист, проявивший интерес к новой отрасли научных знаний – антропологии, прошел стажировку в Алма-Атинском медицинском институте и музее антропологии при биологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1958–1961 гг. – аспирант Института этнографии и антропологии им. Миклухо-Маклая  Академии наук СССР (ныне – Институт этнологии и антропологии РАН) [2, с. 2 об.]. Имел мощную поддержку корифеев советской науки. Так, доктор биологических наук, профессор Георгий Францевич Дебец был назначен научным руководителем по кандидатской диссертации. Перспективные планы и экспедиционные изыскания аспиранта были в кратчайшие сроки морально и финансово поддержаны лично первым Президентом республиканской Академии наук Канышем Имантаевичем Сатпаевым.

Но с другой стороны,  Оразак Исмагулович в своей профессиональной деятельности испытал мощный идеологический пресс набравшей силу тоталитарной системы, когда в конце 70-х годов прошлого века его научный труд по популяционной генетике казахского народа был запрещен. Идеологический прессинг и преследования нанесли колоссальный вред здоровью исследователя, но не сломали невероятную внутреннюю силу духа и волю, стремление ученого найти Истину в науке.

Оразак Исмагулович успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы формирования антропологического типа казахов по данным краниологии древнего и современного населения Казахстана». Через 19 лет представил общественности итоги первого в отечественной науке соматологического исследования в докторской диссертации «Этническая антропология Казахстана» (1984 г.). Особое место в истории науки также занимают проведенные им первые антропологические экспедиции в Казахстане, в том числе международные, с участием ученых Монголии и Италии. Он достойно представлял отечественную науку в Международной советско-индийской антропологической экспедиции, присутствовал на приеме у политического деятеля Индии Индиры Ганди.

С именем Оразака Исмагуловича связано создание в 1989 г. первой лаборатории этнической антропологии ИИАЭ Академии наук Казахской ССР, затем лабораторий физической антропологии Центрального государственного музея Республики Казахстан (г. Нур-Султан) и Южно-Казахстанского государственного университета им. М.О. Ауэзова (г. Шымкент), где продолжает свою научно-исследовательскую деятельность. В альма-матер в 1996–1998 гг. профессор читал лекции студентам, а за рубежом – на кафедрах ведущих университетов США и Европы. Оразак Исмагулович был избран членом-корреспондентом Болонской академии наук, созданной в 1714 г. в Италии.

В списке главных научных трудов ученого: «Этническая геногеография Казахстана» (1977 г.), «Этническая антропология Казахстана» (1982 г.), «Этническая одонтология Казахстана» (1989 г.), «Антропологические исследования высокогорных популяций Центральной Азии» (Копенгаген, 1993 г.), «Алтай қазақтары: тарихи-антропологиялық зерттеу» (2003 г.), Қазақ халқы және ата тегі: Кешенді физикалық антропология анықтамаларына негізделген (ж. с. XX ғ. – ж. с. д. XX ғ. дейін) (2020). Если для историка основным аргументом в работе является архивный документ, несомненно, имеющий субъективное наслоение от своего создателя и исследователя,  то для антрополога исключительное значение приобретает вещественный материал, антропологический и археологический,  как исторический источник информации по этногенезу и этнической истории, не подверженный влиянию политики и идеологии, режима власти и государственного устройства.

Первый исследователь генетической структуры популяции казахов и основатель национальной школы по антропологии был избран в 1994 г. членом-корреспондентом НАН РК и в 2003 г.  кооптирован в действительные члены. Выборы в члены Академии – это преодоление серьезной конкуренции, защита претендентом собственной  научной программы, и, наконец, признание выдающегося вклада Оразака Исмагуловича Исмагулова  в изучение антропологических аспектов генезиса казахов. Мне, как ученому серетарю Отделения общественных наук  Национальной академии наук РК, посчастливилось быть свидетелем избрания ученого членом-корреспондентом и вести протокол Общего собрания Отделения. В 2009 г. очерк «Исмагулов Оразак» был включен Ассоциацией выпускников КазНУ им. аль-Фараби  в первый том энциклопедического издания «Біздің элита. Наша элита» о выдающихся выпускниках нашего университета  [3, с. 166-167].

Тернистый путь первого ученого-антрополога, лауреата премии им. Ч. Ч. Валиханова, заслуженного деятеля науки и техники Республики Казахстан, патриарха отечественной науки Оразака Исмагуловича Исмагулова – это яркий пример патриотизма, гражданской смелости ученого в борьбе за интеллектуальную свободу, мужества, несгибаемости характера и преданности идеалам высокой науки!

Несмотря на необычайно сложные  условия в 2020 г. в связи с эпидемией COVID-19 ученый концентрированно и доступно представил результаты масштабных комплексных исследований по физической антропологии казахского народа в докладе «Суверенный Казахстан – древняя предковая Казахская земля с 50-вековой историей», изданном на казахском и русском языках накануне 90-летия автора. Подведены итоги 30-летних экспедиционных исследований не только в разных регионах Казахстана, но  и в местах компактного проживания казахской общины в Монголии, Узбекистане, России. Впервые в науке создана с высоким уровнем достоверности объективная база данных по пяти системам морфологических и физиологических признаков народа, которой могут воспользоваться другие исследователи [4].

Не могу не сказать и о личном вкладе ученого в реабилитацию жертв политических репрессий в отношении инакомыслящих. Речь идет о последнем труде, подписанном в печать накануне юбилея академика О.И. Исмагулова. Это – книга «Қазақтың айбарлы диссиденті. Мақмет Құлмағамбеттің өмір жолы» («Убежденный диссидент казахского народа. Жизненный путь Махмета Кулмагамбета»). Она посвящена другому уроженцу Мендыгаринской земли Махмету Кулмагамбету (Кулмагамбетову) (30 июля 1930 г. – 8 ноября 2008 г.).

Автор – не только земляк деятеля казахской политической эмиграции, он был лично знаком с ним с самого детства. Мать Махмета, Халима,  воспитывалась в семье Нурпеиса – деда Оразака, и была выдана им замуж. Отец Махмета смог перевезти свою семью из колхоза Енбек  в Алма-Ату, спасая ее в 1932 г. от голодной смерти. Работал на железной дороге, откуда и был призван в 1943 г. в Красную Армию и погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Подростком Махмет заменил отца, работая слесарем в паровозном депо, чтобы стать единственным кормильцем матери и двух младших сестер [5]. На его стипендию жила семья и в годы его учебы на философском отделении философско-экономического факультета КазГУ, где преподавали высланные из России эрудированные «космополиты».

Оразак и Махмет состояли в переписке после окончания КазГУ. Затем почти в одно время они  стали работать  в институтах Отделения общественных наук Академии наук Казахской ССР. Земляки встречались в Москве и Ленинграде, в годы учебы Оразака Исмагуловича в аспирантуре. И даже было время, когда жили на одну аспирантскую стипендию вдвоем. Об этом сохранилось интервью Махмета ученому-историку  из Турции Абдуахапу  Кара [6]. Он также с благодарностью вспоминал о том, что после отбытия ссылки нашел приют в гостеприимной семье Исмагуловых в Алма-Ате.

Махмет был арестован 21 ноября 1962 г. и осужден 17 апреля 1963 г. на закрытом заседании Кустанайского областного суда по 56 статье, часть 1 Уголовного Кодекса Казахской ССР на 7 лет лагерей строгого режима с последующей трехлетней ссылкой. Он был признан виновным в том, что «выступал с ревизионистских позиций против марксистско-ленинского учения, занимался антисоветской  агитацией и пропагандой» [7, с. 12]. В декабре 1979 г. смог эмигрировать из Украины в Европу благодаря фиктивному браку и пятикратному вызову из Израиля. Работал в ФРГ на радио «Азаттық» («Свобода»). Реабилитирован по ходатайству Народного писателя Казахстана Абдижамила Каримовича Нурпеисова постановлением Пленума Верховного суда Казахской ССР 24 ноября 1990 г. и дело прекращено за отсутствием в действиях М. И.  Кулмагамбетова состава преступления.

После распада Советского Союза и обретения Казахстаном независимости  Оразак Исмагулович смог во время научной командировки встретиться в Италии с Махметом. Долгожданная встреча растрогала мужчин до слез. Они старались затем поддерживать связь по телефону. Семья Оразака Исмагуловича и он сам неоднократно были в гостях в семье Махмета.

Автор пишет: «Аталмыш кітапты кезінде кеңес үкіметінің бұйрығы бойынша туған жері мен елімен мәңгілікке айырылып, шетелге қуылған, бұл күнде Батыста жат жердің топырағын жастанып жатқан Мақмет Құлмағамбеттің 90 жылдығына арнаймын»Эту  книгу посвящаю 90-летию Махмета Кулмагамбета, который в свое время, по решению советского правительства, был изгнан за границу, навсегда потеряв родную землю  и свою Родину. В эти дни его прах покоится на Западе, в чужой земле». Прим. – перевод К. Б.) [7, с. 5]. Справедливо, по мнению автора, если в независимом Казахстане будет широко известно имя Кулмагамбета, взгляды которого почти на четыре десятилетия  опережали время и  объективно отражали реальное положение дел в советской стране, в том числе по национальному вопросу, когда, говоря словами Кулмагамбетова, «нерусские народы советской империи кроме общего социального и политического, несут бремя и национального гнета» [7, с. 215].

Автор книги приводит высказывание выдающегося писателя Федора Достоевского «Я боюсь только одного –  оказаться недостойным моих мучений». И далее: «Макмет оказался достоин своих мучений, его пример духовной стойкости перед испытаниями в борьбе за национальную независимость – это фактически подвиг, который он невольно описал в своих заметках и воспоминаниях, приводимых в ряде разделов настоящей книги» [7, с. 14].

В ней представлены эго-документы Махмета Ибатоллаевичa, заметки о его жизни за колючей проволокой в Мордовии и в камере-одиночке во Владимирской тюрьме № 2, на стройке газопровода в качестве ссыльного в Коми АССР, письма, написанные им в неволе и после реабилитации председателю Верховного суда Казахской ССР о перечислении его компенсационных выплат за репрессию  сиротам детского дома, воспоминания об аресте и  эмиграции, а также воспоминания о М.И. Кулмагамбете, интервью и фотографии с ним в Казахстане, России и Германии. Некоторые свои статьи, изданные в Европе, Махмет подписывал «Махмет Керей (Кулмагамбетов).

Приведены фотокопии документов о реабилитации, диплома КазГУ, участия в акции в Бонне с требованием освободить выдающегося поборника прав человека академика Андрея Дмитриевича Сахарова, поздравления Президента США Билла Клинтона и многие другие. Одним словом, широко представлены в издании документы личного происхождения, связанные с его сложным жизненным путем.

По существу, накануне своего 90-летия со дня рождения Оразак Исмагулович посвятил свое драгоценное время и здоровье возращению Родине реабилитированного имени  достойного сына казахского народа Махмета Ибатоллаевичa Кулмагамбета (Кулмагамбетова), который был его земляком и единомышленником. Своей книгой он кардинально меняет угол восприятия деяний и судьбы политзаключенного, выпускника КазГУ, который на суде открыто заявил: «Я совершенно не признаю себя виновным» [7, с.  397].

Труд Оразака Исмагуловича показывает, что антропологическое содержание исторического прошлого все более занимает «законнное» место как предмет исследования. Насыщенная антропологическая информация в исторической памяти представлена в виде «life story» непосредственного участника, полученная как методами наблюдения и соучастия на протяжении большого отрезка времени, так и интервью. Четко просматривается антропологический аспект таких исторических событий и противоречивых процессов ХХ столетия, характеризующие экстремальные условия жизнедеятельности, как война 40-х годов и политические репрессии начала 60–70-х, связанные с травматическими проявлениями исторической памяти. Непременно, внимательный читатель будет размышлять и над феноменом антропологии  советскости.

В книге широко представлена антропологическая информация, которая может служить надежным источником для этнологии, культурной и социальной антропологии. Как правило, такая важная информация не фиксируется официальными документами. Закономерно, что устная история (oral history) с ее выходом на антропологические основания исторических процессов и явлений (событий)  все больше приобретает методологическое значение для широкого спектра  социогуманитарных наук. И в этом аспекте новая книга академика Исмагулова  также имеет большую научную и методологическую ценность.

Книга «Қазақтың айбарлы диссиденті. Мақмет Құлмағамбеттің өмір жолы» – письменный памятник безвинно пострадавшим от политических репрессий в период тоталитаризма. Оразак Исмагулович остался верен дружбе и студенческому братству, выполнил свой долг перед светлой памятью Махмета Ибатоллаевича. Он надеется, что имя Кулмагамбета будет увековечено в названии улицы в городе Алматы [7, с. 16].  Думаю, участники конференции поддержат данное предложение Оразака Исмагуловича и оно будет отражено в резолюции конференции, направлено Государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Как видим, путь в науку и трудовая деятельность Оразака Исмагуловича не были усыпаны розами, слишком много шипов было под ногами, да и создавались они искусственно. Но целеустремленность, огромное трудолюбие и творческие способности всегда приводили к успеху.

Уважаемый Оразак Исмагулович, с юбилеем Вас!

Крепкого Вам здоровья, долголетия, продолжения вашего дела благодарными учениками и последователями!

Альма-матер гордится Вами!

 

Балтабаева К.Н., к.и.н.

Ассоциация выпускников КазНУ им. аль-Фараби,

Исполнительный директор


 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 05.11.2020