Главная / Новости Новости

член Конституционного Совета Республики Казахстан, доктор юридических наук

Доклад на научно-практической конференции на тему:

«Конституция Республики Казахстан основа демократических  преобразований общества и государства»

 

Малиновский В.А. –

член Конституционного Совета

Республики Казахстан,

доктор юридических наук

 

Доклад на научно-практической конференции на тему:

«Конституция Республики Казахстан основа демократических  преобразований общества и государства»,

г. Алматы, 30 сентября 2019 г., КазНУ имени аль-Фараби

 

 

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН -

ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ: УРОКИ ЕЛБАСЫ

 

Конституцией Республики на Президента страны возложены функции и полномочия, реализация которых требует от Главы государства центральной и решающей роли во всестороннем обеспечении непоколебимости Основного Закона.

Опираясь на действующую Конституцию и общенародный мандат доверия, Н.А. Назарбаев осуществлял  строго выверенную с позиций достижения современной науки и интересов казахстанцев, многовекторную деятельность по утверждению конституционализма. 

Согласно статье 40 Конституции, Глава государства выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Функция гаранта незыблемости Конституции предполагает ответственность Главы государства за букву и дух – юридическую, и за реальную жизнь – фактическую конституцию.

Президент Республики отслеживает

во-первых, соответствие Конституции – высшего политико-правового акта –  реальной действительности (своевременно стимулируя объективно необходимые корректировки)

 и, во-вторых, соответствие реальной  действительности – нашей жизни – духу, ценностям и положениями     (корректируя эволюцию общества и деятельность государственных структур).

Статьями 44, 53, 71 и 72, 91 за Президентом страны закреплены конкретные полномочия по отношению к  Основному Закону. В ходе третьей конституционной реформы по инициативе Елбасы законом от 10 марта 2017 года   дополнениями   к статье 44 (подпункт 10-1) и 91 (пункты 2 и 3) введены дополнительные президентские полномочия по гарантированию прочности конституционных ценностей.

Глава государства взаимодействует с Парламентом, Правительством и  Конституционным Советом,  руководит правоохранительной деятельностью, специальными службами, обладает широкими полномочиями в сфере национальной безопасности и обороны, утверждения режима законности.

Особая роль Президента максимально обоснована, легальна и легитимна. Ата Зан определены два особых субъекта конституционных отношений  – народ – выразитель народного суверенитета и Президент Республики, олицетворяющий государственный суверенитет. Именно отношения суверенитета выступают отправным началом  роли Президента Республики в качестве высшего должностного лица государства, политического руководителя, координатора и арбитра.

         Благодаря мощной поддержке народа,   уверенной, смелой и настойчивой на протяжении без малого 25 лет реализации  Н.А. Назарбаевым  конституционных функций и полномочий, применения различных правовых, организационных и идеологических методов в Казахстане успешно формируется Единая Нация, состоялся новый общественный и государственный строй, базирующиеся на конституционализме, демократизме и  патриотизме.

Эффективное действие Конституции Республики Казахстан 1995 года, стимулирующее развитие общества и бескризисное функционирование государственных институтов, является лучшим подтверждением президентской стратегии конституционализма.

Разработанная, успешно примененная и проверенная самой жизнью  Елбасы она взята на вооружение действующим Президентом Республики К.-Ж.Токаевым.

*                *              

*

Каковы  истоки и составляющие успешной казахстанской конституционной политики  политики  Елбасы?

Постараюсь крупными штрихами проиллюстрировать их.

Первое. В числе возведенных опор государственной независимости, государственной идентичности  Казахстана особое место занимает принятая на референдуме 30 августа 1995 г. Конституция РК. 

Сам факт ее принятия стал  историческим подвигом Первого Президента Республики.  

       «Стратегически при всей своей повышенной политической значимости в качестве заметной вехи на пути казахстанского конституционного строительства, Конституция 1993 года оказалась противоречивой», - считает Н.А. Назарбаев.

В книге «Эра независимости» Елбасы пишет: «Чтобы не допустить опасного крена, нам порой приходилось отстаивать практически каждую статью проекта Конституции. Иногда я горько шутил, что весь рабочий день провожу в Верховном Совете и только ночью приезжаю к себе на работу, чтобы заниматься не менее важными текущими делами страны, которые требовали безотлагательных решений».

В Конституции 1993 года, по мнению Лидера Нации  «не были определены цели и приоритеты в общественном развитии, в него не удалось заложить прочный правовой фундамент системных преобразований, не были легитимированы конституционные средства и инструменты, позволяющие осуществить достижение поставленных целей»

Именно Н.А. Назарбаевым было принято решение о разработке новой Конституции. При его самом непосредственном участии, включая изучение им с карандашом в руках более двадцати иностранных конституций и написание ее отдельных статей, был подготовлен проект, который после одобрения Ассамблеей народа Казахстана, прохождения всенародного обсуждения и соответствующих корректировок, был одобрен 7 млн. 212 тыс. 773 казахстанцами  или 89,14 % от числа проголосовавших.

«Президент Казахстана предложил, а народ принял новую Конституцию»  – пример совместного волеизъявления и действия верховной власти в согласии с народом.

С этого времени, после чреватой масштабными разрушениями политической турбулентности начала 90-х годов прошлого столетия, страна вошла в период устойчивого общественно-политического развития, а декларированные конституционные идеалы из символов перешли в повестку стратегии и тактики  повседневной деятельности государства. 

      Ныне на примере некоторых наших соседей ясно просматривается,  что проявив тогда мужество, обеспечив качественную разработку отвечающего интересам всех казахстанцев проекта Конституции и ее принятие волей народа на республиканском референдуме, Лидер Нации  тем самым оградил всех нас от глубоких катаклизмов, гарантировал  мирное, стабильное и успешное  развитие страны. Для любого здравомыслящего человека  этот факт является бесспорным.

      Второе. В текст Конституции удалось заложить общепризнанные в сочетании с сугубо казахстанскими ценности,  идеи зарубежных классиков конституционализма и казахстанские национальные интересы. Основные принципы деятельности Республики Казахстан, закрепленные в пункте 2 статьи 1 Конституции, глубоко обдуманы, сформулированы и вписаны в текст Основного Закона лично Н.А. Назарбаевым.

Еще в  начале 90-х годов прошлого столетия в процессе подготовки проекта Конституции 1993 года Глава государства подчеркивал: «В своей работе Конституционная комиссия руководствовалась не только желанием создать истинно демократическую Конституцию, соответствующую нормам международного права, но и необходимостью иметь Конституцию, объединяющую людей».

«Ни один пункт Конституции не должен вызвать распрей, накалять ситуацию в обществе, провоцировать противостояние. Необходимо открыто обсудить любые острые вопросы и найти по ним такие решения, которые будут соответствовать нашей принципиальной политике, предусматривающей обеспечение равенства всех людей в многонациональном государстве. Основа всех наших успехов в преобразовании общества – это единство всех казахстанцев, согласие и мир». Данная ключевая мысль легла в основу утверждающегося казахстанского конституционализма.

Это в очередной раз подтверждает нерушимость связи Елбасы с политикой и практикой общественного согласия, политической стабильности, казахстанским патриотизмом, экономического развития на благо каждого, а также использования демократических методов в отправлении государственной власти. Люди получили ответы на жизненные вопросы и успокоились.

      Третье. Инициированные Первым Президентом Республики три  реформы Конституции: 7 октября 1998 г., 21 мая 2007 г. и 10 марта 2017 г. были направлены на повышение результативности государственного механизма, вывод на новый уровень системы народного представительства, обеспечение естественного права человека на жизнь и личную неприкосновенность, упрочение парламентаризма и местного самоуправления, повышение роли и возможностей ответственного и работоспособного «третьего сектора», перераспределение полномочий между ветвями власти и государственными органами. Общепринятые и национальные ценности получают современное насыщение и по-новому воплощаются в повседневной жизни казахстанцев. Новые слои общества включаются в конституционный процесс. Положительные результаты конституционный реформ налицо.

Дважды в единичные статьи Конституции (пункт 3-1 статьи 41 и 3 и 3-1 статьи 2 Конституции) вносились единичные изменения.

      Четвертое. Многие положения из выступлений Елбасы о казахстанской Конституции имеют строго научный характер и способствуют обогащению теории конституционного права. Таковыми выступают идеи об очередности демократических реформ в системе мер по преодолению рисков политического транзита; об объективной обусловленности изменения действующей Конституции; о предмете Основного Закона; о толковании всех норм Конституции, исходя и в соответствии с провозглашенными в статье 1 Основного Закона принципами деятельности Республики Казахстан; о соотношении народного и государственного суверенитетов; о характере государственности; о безусловном учете общих интересов казахстанцев при разработке и принятии Конституции и многие другие.

      Реализованные конституционные реформы именно в определенном Елбасы формате стали еще одним подтверждением именно казахстанского формата конституционного процесса, характерными чертами которого являются научность, системность и народность.

Пятое.  Первый Президент-Лидер Нации постоянно, в больших и малых делах, демонстрирует  свою приверженность провозглашенным в Ата Зан  конституционным  ценностям. Нурсултан Абишевич многими своими беспрецедентными по значимости поступками  преподносит уроки бережного отношения к Конституции. Он как бы говорит: «Делай как Я!»

• Безусловно, в мировую историю конституционного строительства вошел пример добровольного сложения с себя полномочий  действующего Президента, которые перешли к К.-Ж.Токаеву. Передача президентских полномочий,  внесение по  инициативе Правительства при положительном заключении Конституционного Совета Парламентом Республики на совместном заседании Палат  изменения в статью 2 Конституции Республики о переименовании столица Казахстана  Нур-Султан, последующее назначение и проведение внеочередных выборов также состоялись при участии  Председателя и Конституционного Совета полном соответствии с Основным Законом.

    В январе-феврале 2011 года   Н.А. Назарбаев, согласившись с выводами Конституционного Совета, вместо инициированного казахстанцами и  поддержанного Парламентом референдума о продлении своих полномочий предложил провести досрочные президентские выборы, уменьшив продолжительность своего мандата. Тогда в обращении к народу  Елбасы объяснил, что как Президент и гарант Конституции не может и не хочет создавать прецедент, который задаст неверные ориентиры для будущих поколений политиков. Эта мысль из уст Елбасы прозвучала и в марте текущего года.

 • Президент Республики де-юре и де-факто хранителем Конституции. Оригиналы текстов Конституций 1993 г. и 1995 г. переданы   Главе государства на вечное хранение.  Однако это лишь одна из граней миссии Первого Президента  как гаранта Конституции.

Вновь обратимся к Истории Независимости.

Ситуация марта 1995 года буквально сотрясла государственную жизнь. В связи с признанием Конституционным Судом ряда постановлений ЦИК РК  не соответствующими Конституции прекратил деятельность Верховный Совет  тринадцатого созыва. В одночасье лишились юридической силы все принятые им акты.

Президент Республики издал Указ, имеющий силу закона,  «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан». Многие решения были признаны действующими и обладающими юридической силой со дня введения в действие.

• Во-вторых, с  марта 1995 - по январь 1996 г.  Президентом было издано 147 указов, имеющих силу конституционного или обычного закона.

Решительными действиями Н.А. Назарбаева правовая система в прямом смысле слова и без малейшего преувеличения была спасена от краха, а действующее право получило свое мощное развитие. Позже уже новый двухпалатный Парламент постепенно преобразовал все указы соответственно в конституционные и обычные законы.

На основе Конституции Главой государства преодолевались и другие опасные вызовы, угрожавшие молодому государству.

Шестое. Принципиальным для конституционной политики и практики  является создание и расширение правовых, экономических, социальных и иных  гарантий для реализации ценностей Основного Закона. Многие положения Конституции развивается и подкрепляется в ежегодных посланиях Главы государства к народу Казахстана, концепциях и иных документах стратегического характера. Именно Первым Президентом в стране создана и  успешно работает Система государственного планирования.     Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (1997 г.) стало национальной идеей всестороннего переустройства страны. 

      Ныне страна работает над реализацией Стратегии «Казахстан – 2050». 

По существу, высший представитель государственного суверенитета выступает политическим координатором всех  секторов общества: политического, экономического, социального, правового и иных, а также государства как цельного организма в единстве всех ветвей и институтов власти.

 В Послании  действующего Президента  К.-Ж. Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года      «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» заявлен комплекс очередных мер по укреплению современного эффективного государства, обеспечению прав и безопасности граждан, развитой и инклюзивной экономики, проведения нового этапа социальной модернизации, реализации  принципа «сильные регионы   сильная страна». 

    Правовая система Казахстана совершенствуется наиболее последовательно, системно и динамично, в том числе, посредством разработки и реализации президентских концепций правовой политики. 

  Седьмое. На посту Главы государства Президент Назарбаев  действовал в присущих для правового государства юридических формах.  При этом  не замыкался в рамках государственного протокола, не ограничивался пределами государства и государственной власти.

         Н.А. Назарбаев стремится формировать и проводить государственную политику через повышенную активность в сфере идеологии, опубликование работ теоретико-методологического характера касательно будущего Казахстана. Имеются в виду получившие одобрение и вызвавшие большой резонанс в стране и за рубежом книги «Без правых и левых», «На пороге XXI века»,  «Критическое десятилетие», «Мыслями с народом поделюсь», «Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы»,  «В сердце Евразии», «Казахстанский путь», «Эпицентр мира»,  «Эра независимости» и ряд других. 

       Они характеризуются широким набором политического и идеологического воздействия, способствуя формированию и расширению в обществе центристского блока вокруг идей суверенности республики, рыночной экономики, демократической государственности, равноправия граждан вне зависимости от национальной принадлежности на основе Конституции Республики.

  Лидер Нации умело использует ресурсы  власти и идеологии, силового воздействия и убеждения, высшего должностного лица и тонкого психолога-педагога   воспитателя конституционного патриотизма.

Первый Президент-Лидер Наци  постоянно призывает к бережному и уважительному отношению к Основному Закону каждого, также как мы все относимся к себе, своему человеческому достоинству и своей свободе.

       «Если мы  последние годы имеем такое развитие и такую оценку, мы должны быть благодарны этой Конституции, по которой мы  развиваемся! Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость» – оценивает миссию Основного Закона Лидер казахстанцев.

  «Наш долг – бережно относиться к Конституции. Уважать ее, как уважаем свою страну, свою историю.  Без уважительного отношения к Конституции и неукоснительного соблюдения ее норм  невозможно достичь общественного согласия, порядка, мира и спокойствия, а это значит и благополучного будущего нашего Отечества».

  «Хочу обратить внимание всех государственных служащих, общественных институтов к вопросу  неукоснительного соблюдения  Конституции. Начиная со школьной скамьи, следует предметно  и системно заниматься разъяснением ее положений, учить уважать ее нормы. Важно последовательно повышать правосознание, гражданственность и патриотизм наших людей».  

Все перечисленные и многочисленные другие ключевые позиции Н.А. Назарбаевым   не просто озвучивались перед аудиториями. Они вынашивались, обдумывались, заявлялись на всевозможных форумах и отстаивались   при малейших возможностях.

Нужно четко понимать, что в силу самой эпохальной миссии по утверждению государственной независимости  Республики Казахстан, в отличие от своих коллег из подавляющего большинства зарубежных стран, нашему Лидеру Нации приходилось и приходится заниматься гораздо более разнообразными проблемами, затрачивая на это гораздо больше усилий, проявляя буквально чудеса работоспособности.

     

                                     *                *              

*

      Как видим, Елбасы Н.А. Назарбаев привержен  конституционным ценностям, досконально знает чаяний народа, обладает высочайшим профессионализмом, полностью владеет конституционной материей, отстаивает национальные интересы, что гарантирует  решение сложнейших вопросов обретения и утверждения государственной независимости, верховенства прав и свобод человека и гражданина.

      Использование его опыта бесценно для настоящего и будущего страны.

      Сегодня Елбасы возглавляет Ассамблею народа Казахстана и Совет Безопасности Республики Казахстан; входит в состав Конституционного Совета страны, является  Председателем Партии «Nur Otan».

      Лидер Нации продолжает выполнять свое историческое предназначения, личным примером закладывая императивы  политического поведения будущих государственных и общественных деятелей.   

      Именно Первый Президент Республики является одним из символов Государственной Независимости, что нашло закрепление в Конституции и Конституционном законе о Первом Президенте Республики Казахстан-Елбасы.         

  В своем единстве конституционный статус, личная харизма и  многолетний самоотверженный труд выступают неотъемлемыми  элементами портрета Лидера Нации Елбасы в качестве особо охраняемой  конституционной ценности. 

Это получило подтверждение в новой редакции пункта 2 статьи 91 Конституции  принятой Законом РК от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными» (пункт 2 статьи 91 Конституции).

Данный судьбоносный для страны вывод неоднократно подтверждался Конституционном Советом в нормативных постановлениях и ежегодных посланиях о состоянии конституционной законности в стране.

      «Настоящее не в состоянии изменить прошлого, но может извлечь из него уро­ки», – подчеркнул Елбасы,  представляя проект новой Конституции  30 июня 1995 года на второй сессии Ассамблеи народов Казахстана.

Уроки Первого Президента    Лидера Нации Н.А. Назарбаева в сфере казахстанского конституционного строительства многогранны,  содержательны, поучительны  и всегда исключительно востребованы. Необходимо максимально внимательно изучать их и применять выводы в целях дальнейшего последовательного  и успешного утверждения в Республике Казахстан реального конституционализма.

Благодарю за внимание и желаю славному родному Казахскому Национальному Университету имени аль-Фараби новых больших творческих  побед!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

     

 

 

 

 

 

О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы

Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года N 83-II.

Ÿ   

     Настоящий Конституционный закон в целях обеспечения преемственности основных направлений внутренней и внешней политики Казахстана, дальнейших социально-экономических и демократических преобразований в стране определяет политическое и правовое положение Первого Президента Республики Казахстан как основателя нового независимого государства Казахстан, Елбасы, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

     

Статья 1. Статус и полномочия Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы

     В настоящем Конституционном законе наряду с полномочиями Президента Республики Казахстан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" и другими законами Республики, определяются политико-правовой статус Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, прерогативы и гарантии Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы и после прекращения им исполнения полномочий Президента Республики Казахстан.

     Первый Президент Республики Казахстан, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Елбасы.

     Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы по своему статусу обладает званием "Халық қаһарманы" (Народный герой) с вручением знака особого отличия - Золотой звезды и ордена "Отан".

     На Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан.

     Первому Президенту Республики Казахстан - Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:

     1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

     2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; возглавлять Совет Безопасности Республики Казахстан; входить в состав Конституционного Совета Республики Казахстан.

     Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы.

     Воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, а также осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы не допускаются и преследуются по закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 01.10.2019