Главная / Новости Новости

Университет моей жизни

 Родилась и выросла в г. Алма-Ате – это моя родина. В 1965 г. после успешного окончания СШ № 20 поступила на исторический факультет Казахского Государственного университета им. С.М. Кирова. Исторический факультет располагался в главном здании – на пересечении улиц Кирова и Панфилова. 

 

 

Университет моей жизни

 Родилась и выросла в г. Алма-Ате – это моя родина. В 1965 г. после успешного окончания СШ № 20 поступила на исторический факультет Казахского Государственного университета им. С.М. Кирова. Исторический факультет располагался в главном здании – на пересечении улиц Кирова и Панфилова. 

На первом курсе по программе среди прочих других дисциплин был курс общей археологии и этнографии. Читал его Габит Нурушевич Валиханов – внучатый племянник Чокана Чингисовича Валиханова. Среднего роста, с хорошей фигурой, подтянутый, с приятным выражением лица, улыбающийся, доброжелательный, с лучистыми карими глазами он располагал к себе и приковывал внимание. Когда он рассказывал о памятниках и давал характеристики времени их появления, мест расположения, казалось, что он рассказывает слушателю о своих поездках. Он всегда подчеркивал, что любит путешествовать, посещать места, где еще не был. Характеризуя памятник археологии, естественно, что он говорил о хозяйстве и быте насельников, плавно переходя к этнографическим описаниям. Своими лекциями Габит Нурушевич пробуждал интерес к дописьменным наукам. Курс лекций закончился экзаменом. Но мой интерес к археологии только усилился.

В следующем семестре на другом курсе исторического факультета археологию преподавал археолог из Академии наук – выпускник Ленинградского государственного университета Мир Касымович Кадырбаев. Пришлось обратиться к декану исторического факультета, профессору А.А. Чупекову с просьбой разрешить посещать лекции М.К. Кадырбаева. Разрешение декана стало «путевкой в профессию». Мир Касымович – великолепный рассказчик и его лекции скорее походили на задушевную беседу у костра, из его характеристик памятник получался объемным, живым, хотелось поехать и посмотреть аналогии на территории Казахстана. Много интересного было поведано о полевых работах, находках, открытиях, которые еще предстоит сделать.

На третьем курсе я перешла на вечернее отделение, в группе тогда был еще один поклонник археологии – Виктор Андреевич Грошев. Мы не ошиблись выбором. Курсом ниже тоже на вечернем факультете археологию преподавал тогда молодой научный сотрудник, кандидат исторических наук Байпаков Карл Молдахметович – выпускник кафедры археологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. Естественно, что мы с Грошевым посещали его лекции. Слушать и внимать молодому преподавателю было одно удовольствие. Его манера чтения лекций была другой, но упор он тоже делал на археологические памятники Казахстана. Увязывал время существования и тип памятника с исторической обстановкой, хозяйственным укладом и бытом населения, их деятельностью – развитием ремесел, культуры, духовной жизни и мировоззрения. Предвосхищая вопросы сомнений, К.М. Байпаков неоднократно повторял, что картина жизни и деятельности человека восстанавливается по данным письменных и археологических источников – тех предметов, что оставили после себя жители.

Забегая несколько вперед, скажу, что мои стремления узнать первой то, что неизвестно другим, увенчались успехом. Я поступила на работу в Институт истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук КазССР в отдел археологии, где и работаю, можно сказать, по сей день, правда с 1991 г. отдел археологии был преобразован в самостоятельный Институт археологии им. А.Х. Маргулана, а директором стал уже доктор исторических наук, профессор К.М. Байпаков.

В 1971 г. наша группа завершила учебу в университете, и мы с В.А. Грошевым защищали дипломные работы по археологии памятников Отрара и Отрарского оазиса. Защита была, как и полагается, публичная. Но такого интереса и такого ажиотажа к нашим темам не ожидал никто, в том числе и комиссия. Были не только студенты, присутствовали преподаватели других кафедр. Раскопки средневекового города Отрара были государственной программой – широко освещались по радио, телевидению и в газетах, часто были репортажи с места событий. Поэтому и к нам был естественный интерес.  Вопросов была масса, всех интересовал и сам процесс раскопок, что находили, какие выводы и почему? Главным был вопрос «за кадром» - что это дает национальной науке, туда ли вкладываются средства и оправдываются ли они? Моя работа была посвящена вопросам топографии и стратиграфии Отрартобе, а В. Грошева очень перспективному направлению в казахстанской археологии – исследованию древней ирригации Отрарского оазиса. Его дипломная работа красной нитью прошла через кандидатскую и докторскую диссертации. Это единственные исследования, его уже нет с нами, но результаты навсегда вписаны в науку Казахстана.

 

Тамара Владимировна Савельева,

доктор исторических наук, профессор

Главный научный сотрудник

Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК

выпускница исторического факультета КазГУ 1971 года

 

 

Дата публикации: 26.05.2020